Раз-два – изменение учебного плана MBA

Последние два года бизнес-школы США объявляют о крупных изменениях в учебном плане. В 2010 году Wharton сделала свое основное расписание более гибким, а также предложила выпускникам бесплатный курс executive education каждые семь лет в течение жизни. Haas изменила два курса и добавила новые занятия, семинары и тренинги, делающие акцент на аналитическом мышлении и креативности. В 2011 году Harvard Business School одобрила обязательный для студентов первого года курс «полевого погружения», когда Harvard указывает студентам на дверь и наказывает не возвращаться, пока они чему-нибудь ни научатся. Не забываем и про Kellogg, в феврале эта школа сообщила, что планирует сократить размер своей основной программы МВА на целых 25% и реорганизовать курсы.


Судя по заголовкам газет, можно подумать, что подобные радикальные перемены стали нормой, но как показывает новое исследование, это исключения из довольно угнетающего правила: когда дело доходит до учебного плана, обычно бизнес-школы склоняются к поверхностным изменениям. Исследование инноваций в учебном плане (Curricular Innovation Study) проводится раз в три года MBA Roundtable, некоммерческой группой бизнес-школ, делающей акцент на инновациях в расписании. В последний раз оно проводилось с февраля по март 2012 года, и в нем приняли участие 254 программы МВА, представляющих 171 школу по всему миру.


«Три года назад гораздо больше школ проводило изменения в основном учебном плане, частично, в ответ на разрушительные последствия глобального финансового кризиса. Сегодня они стараются сделать подборку факультативных курсов максимально передовой и направленной на рынок», – заявляет президент MBA Roundtable Сара Гардиал (Sarah Gardial). С 2009 года 94% школ провели изменения в курсах по выбору, при этом 51% добавил в их число предпринимательство. Согласно опросу, другими распространенными нововведениями были международный бизнес, лидерство и корпоративная ответственность.


«Многие программы МВА готовы экспериментировать. Эти эксперименты не подразумевают пересмотра всего учебного плана: школы берут часть программы и добавляют к ней что-то, связанное с предпринимательством», – продолжает Гардиал, которая также является деканом Tippie College of Business при University of Iowa.


Кроме того, школы стараются приспособить свои программы для на нишевого рынка и сыграть на своем географическом расположении. Например, многие учебные заведения ввели такие специализации, как здравоохранение, предпринимательство и бизнес-аналитика, а также более специфические: авиакосмическая отрасль, товары класса люкс, виноделие и оборонная промышленность.


В последние несколько лет школы также начали уделять пристальное внимание, так называемым, навыкам эмоционального интеллекта. 24% участников опроса указали, что увеличивают продолжительность обязательных ориентационных сессий для студентов программ full-time MBA.


При этом 64% опрошенных школ заявили, что направляют больше ресурсов на службы развития карьеры, 57% делают акцент на личностных навыках, а еще 47% сообщили об увеличении возможностей консалтинга для студентов. Традиционно эти занятия шли параллельно учебному плану и дополняли существующее расписание. Однако новые данные свидетельствуют о том, что школы стараются интегрировать эти аспекты в учебный план МВА.


Основному учебному плану уделяется меньше внимания. На 75% американских программ МВА был внесен минимум изменений в обязательные курсы. Обычно сюда входят практические учебные проекты, например, когда студенты работают в компаниях, кроме того, повышается акцент на корпоративной социальной ответственности, предпринимательстве, этике и лидерстве.


Согласно опросу, программы part-time особенно активно меняют структуру своих курсов. Четверть из них отказывается от занятий на кампусе в пользу online-формата, а 21% сократил продолжительность программ, увеличив длительность летних курсов.


«Сегодня растет число заявок на программы part-time, школы стремятся сохранить эти цифры, делая свои курсы еще более привлекательными для работающих специалистов», – подчеркивает Гардиал.


«Школы, которые проводят самые резкие и глубокие изменения – это учебные заведения за пределами США, в частности, это молодые европейские школы, – объясняет она. – Из тех неамериканских учебных заведений, которые приняли участие в опросе, все внесли изменения в программы, а 26% заявили о глубоких преобразованиях. Они модифицируют основной учебный план и экспериментируют с новыми курсами по выбору, специализациями и продолжительностью программы. На них не влияют история и традиции, поэтому они идут на более радикальные эксперименты, чем школы США. Это совсем другая модель, у которой нам есть чему поучиться».


По материалам: www.businessweek.com.

« НАЗАД