Основные тенденции в бизнес школах

За последнее десятилетие бизнес в США пережил сейсмические потрясения, не стали исключением и бизнес школы. Перемены усиливались за счет технологий, глобального финансового кризиса, культурных сдвигов и выхода в деловой мир поколения нового тысячелетия, к которому относятся все, родившиеся с 1980 по 2000 годы.


Традиционным программам MBA, которые делают акцент на бухучете и финансах, пришлось нелегко при обучении лидеров нового типа. Компаниям нужны работники, которые умеют разрешать этические проблемы, обладают развитыми компьютерными и предпринимательскими навыками, прекрасно работают в команде и достигают результатов вне зависимости от условий. При этом исследование ведущих бизнес школ, проведенное в 2008 году, показало, что в их учебных планах не хватает таких «тематических элементов», как эмоциональный интеллект, информационные технологии, глобализация и корпоративная социальная ответственность.


Возможно, по этой причине опрос 2009 года, который провели конференция MBA Roundtable совместно с исследовательской компанией Percept Research, продемонстрировал, что 69% участвовавших школ уже внесли значительные изменения в учебный план, а 89% их запланировали. В прошлом году престижные школы, в том числе Harvard и Wharton, объявили о крупных изменениях на своих программах, которые могут стать вехой в истории бизнес-образования. Ниже приводятся другие крупные тенденции, которые разворачиваются в школах.


1. С Уолл-стрит в Кремниевую долину


С момента вступления в силу законов по борьбе с безработицей в США (JOBS Act) , предприниматели получили право предлагать долю акций своей компании при поиске финансирования через Интернет на таких вебсайтах, как Rockethub. По сути, это альтернатива бизнес-ангелам и венчурным капиталистам.


Такие меры поощряют студентов и недавних выпускников MBA открывать свои фирмы, а не выбирать традиционный путь на Уолл-стрит. «США переживают прекрасное время, когда вирус предпринимательства распространяется, подобно новой промышленной революции, – замечает Брейн Мис (Brain Meece), один из основателей Rockethub. – Многие мои коллеги работали в банках... После кризиса 2008 года они задались вопросом, что делать дальше. Некоторые решили открыть свою компанию, потому что даже если они и терпели поражение, то все равно занимались тем, чем хотели».


Акиба Смит-Фрэнсис (Akiba Smith-Francis), выпускница Harvard Business School и основатель Stepping off the Path, сообщества выпускников университетов «Лиги Плюща», говорит об изменении правил и на самой Уолл-стрит: «Теперь компании в сфере финансовых услуг и инвестиционные банки нанимают меньше сотрудников, чем раньше. В результате, все больше выпускников МВА направляется в Кремниевую долину или открывает свои инновационные компании». Кроме того, многие магистры делового администрирования идут в область технологий.


С другой стороны, компании также требуют предпринимательских навыков от работников. Нуриа Гилера (Nuria Guilera) представительница испанской бизнес школы ESADE, утверждает, что в связи с тем, что работодателям нужны другие знания и навыки выпускников, школа внесла изменения в учебный план, сделав больший акцент на предпринимательстве.


2. Совместный менеджмент


Традиционно в бизнес школах изучали модели менеджмента и лидерства, основанные на конкуренции и иерархии. Только в последние годы в учебный план начали вводить модели сотрудничества. «Все больше компаний выбирает горизонтальную структуру, отказываясь от вертикального стиля управления, – говорит Брейн Мис. – Чтобы добиться успеха при новом способе ведения бизнеса, необходим абсолютно другой тип личности».


Стоит отметить, что Stanford Graduate School of Business сделала сотрудничество и «пересечение традиционных границ» ключевыми принципами своей культуры. А французская HEC привлекает всемирно известных экспертов: в феврале 2012 года школа объявила об официальном партнерстве с Google, оно будет состоять из ряда образовательных мероприятий, которые проведут предприниматели в сфере информационных технологий и сотрудники этой компании.


3. Этика и устойчивое развитие


В свете кризиса 2008 года и ряда скандалов, начиная с Enron, школам пришлось пересмотреть то, каких лидеров они готовят. И согласно исследованию 2011 года, опубликованному Aspen Institute, 79% школ ввели обязательный курс по этике, по сравнению с 34% в 2001. «Заинтересованность в этике свидетельствует об отходе от той идеи, что компании уже за счет собственного успеха делают вклад в общее благо, – считает Уильям Кох, адъюнкт-профессор философии в University of North Florida. – Сейчас, сильнее чем когда-либо раньше, коммерческий успех зависит от реакции на этические проблемы общественности».


«Перемен требует не только общество, но и сами студенты, – замечает Стефани Та (Stephanie Ta), менеджер по работе с сообществом в TopMBAConnect.com, вебсайте для будущих студентов бизнес школ. – «Зеленые» программы МВА и общественное благо входят в число интересов нынешних молодых профессионалов. Большую роль в этом сыграли социальные СМИ, которые изменили наше поведение и ожидания относительно компаний».


4. Разнообразие


В бизнесе традиционно преобладают мужчины, и школы упорно работают над тем, чтобы разнообразить набор. Но теперь они столкнулись с новыми сторонами разнообразия, а именно, стараются привлечь на программы больше личностей, которые не подходят под стандартный формат бизнес школ, но могут сыграть важную роль в организации, помогая использовать новые возможности сети Интернет (скажем, программист-самоучка или молодая мама-блогер).


В то время как некоторые школы создают междисциплинарные программы MBA или проекты целевого набора студентов, большинство все еще пытается исправить гендерный дисбаланс. University of St. Gallen предлагает больше стипендий для женщин, MIT Sloan следит за достижениями своих выпускниц, а Boston University создал ассоциацию женщин со степенью МВА. Однако показатели все еще невысоки. Женщины составили 34,2% набора full-time 2010-2011 на ведущих программах МВА в США. На лучших курсах за пределами США этот показатель составляет 30,7%.


По материалам: www.mashable.com.

« НАЗАД
$_REQUEST: Array
(
)
$_GET: Array
(
)
$_POST: Array
(
)