Обучение менеджменту препятствует креативному мышлению

Продолжающийся финансовый кризис является поворотным моментом для лидеров бизнеса и бизнес школ, ответственных за их подготовку. Компании во всех секторах согласны с тем, что новая деловая модель и новое управленческое видение должны готовить нас к вызовам непростого будущего. Это новое видение включает в себя пересмотр отношений между бизнесом, обществом/правительством и потребителями/гражданами.

А для бизнес школ путь вперед означает серьезные перемены в учебном плане. Финансы и экономика стали занимать слишком много места, а их ограниченный взгляд на глобальные механизмы деятельности серьезно скомпрометирован экономическим спадом.

Кризис еврозоны – это кризис делового и политического лидерства. Его разрешение потребует нового мышления о соотношении экономики, бизнеса, гражданского общества и потребительских интересов. Строгость экономической и деловой стратегии должна согласовываться с человеческими ожиданиями и социальными надеждами.

Во время экономического спада 1930 годов декан Harvard Business School Уоллес Донхем (Wallace Donham) считал, что образование в сфере менеджмента не смогло исполнить свой долг и дать студентам глубокое понимание природы социальных отношений. Он заявил, что для полноценной подготовки лидеров бизнеса требуются широкое видение и философия. Но спустя более 80 лет мы так и не приблизились к тому, чтобы предложить все это студентам.

Образование в сфере менеджмента слишком специализированно, таким образом, оно является барьером на пути креативного и целостного мышления, необходимого для разрешения комплексных задач сегодняшнего дня.

Бизнес школы сделали акцент на технических навыках за счет гуманитарных аспектов. Они поддерживали ограниченный взгляд на мир и бизнес. Им не удалось развить в своих студентах достаточно скромности и, в результате, они помогли создать самозваных владык вселенной, во многих случаях, лишенных стыда и совести.

Школы заявляют, что учат науке, но, как заметил великий физик Макс Планк (Max Planck), невозможно провести четкой грани между религией, искусством и настоящей наукой. Когда диапазон становится слишком узким, социальные науки превращаются в идеологию и подменяют собой реальность, которой должны соответствовать все остальные.

В бизнес школах нужны гуманитарные науки, философия, чтобы студенты могли размышлять о ценностях и знаниях, история, чтобы они лучше понимали настоящее и пытались учиться на ошибках прошлого. Также необходимо подробнее разбираться в правовых аспектах, в том числе потому, что должна быть создана новая система управления и делового законодательства, которая бы четко сформулировала права и обязанности просвещенных менеджеров, служащих общему благу, а не выступающих от лица явного меньшинства.

Бизнес школам необходимо делать акцент на инновационных моделях, креативных продуктах, направленных на клиентов услугах, а не на финансовом инжиниринге и спекуляции. Что касается моделей лидерства, то важно учиться у таких людей, как Стив Джобс (Steve Jobs), который обеспечил конкурентное преимущество Apple за счет уникального сочетания искусства, творчества и технологий, или архитектора Фрэнка Гери (Frank Gehry), чьи золотые правила дизайна включают в себя согласие с сообществом и внимание к историческому наследию.

Возможно, самая важная задача образования – раскрыть ограниченность наших знаний, бросить вызов традиционному образу мыслей и помочь отдельным личностям придумывать новое и надеяться на лучшее будущее.

Дальнейшая судьба бизнес школы зависит от ее способности провести переоценку и рассматривать себя как очаг истинного образования, продвигающий междисциплинарный подход и целостное видение, которое необходимо современным лидерам бизнеса.

Кен Старки (Ken Starkey), профессор менеджмента и организационного обучения, а также глава факультета менеджмента в Nottingham University Business School.

По материалам: https://www.ft.com
« НАЗАД