Ноу-хау для решения реальных проблем

У студентов МВА сложилась репутация людей поведенческого типа «А», которых характеризуют стремление одержать победу, агрессивность, мотивация и полная отдача. Но все чаще дело оказывается совсем не так. Многие студенты лучших мировых бизнес-школ принимают участие в решении самых сложных проблем развивающихся стран. Другими словами, их волнует не только благосостояние, но и благотворительность.


Являются ли эти «благотворительные» программы просто упражнением, дающим ощущение выполненного долга, или в основе этого отхода от традиционного бизнес-образования лежит тонкий расчет?


Сообщество бизнес-школ признает, что деловая активность переходит из традиционных индустриальных стран на развивающиеся рынки Латинской Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока. Хотя большинство квалифицированных менеджеров находится в США, Европе, Японии и Австралии, компании делают значительные инвестиции в Индию, Китай, Бразилию и другие нетрадиционные рынки. Население этих стран развивается, быстро формируется уже многочисленный средний класс. И глубокое понимание механизмов развивающихся рынков будет необходимым условием успешного бизнеса в будущем.


Компании все чаще обращаются к бизнес-школам, чтобы те подготовили студентов МВА к работе на новых рынках. Учащиеся, у которых есть возможность использовать полученные знания, чтобы изменить к лучшему жизнь в развивающихся странах, приобретают не только уникальный опыт, но и важнейшие деловые навыки. Одним из примеров такой деятельности могут быть консалтинговые проекты.


Многие мировые специалисты поступают в ведущие бизнес-школы. Кто лучше них сможет предложить решение проблем развивающегося мира? Это умные, целенаправленные люди, которые учатся у экспертов с мировым именем, как вести организации к успеху и устойчивому развитию.


Кейс от Comaco.


Например, в Замбии браконьеры убивают диких животных, чтобы прокормить свои семьи. А некоммерческая организация Comaco дает им стимул заниматься фермерством и помогает в обработке и продаже продукции на местном рынке. Однако ее ресурсы ограничены, и чтобы добиться устойчивого развития, необходимо расширить масштабы деятельности.


Проведя месяц в Замбии, группа студентов МВА из Berkeley Haas School of Business помогла Comaco составить бизнес-план и выйти на траекторию здорового роста. Эта команда победила в видео-соревновании МВА 2011 года, организованном Global Business School, прислав видео о том, как они спасали жизни диких животных, параллельно усиливая продовольственную безопасность и способствуя экономическому росту.


Эти студенты применили знания и навыки, усвоенные в аудитории, к реальным проблемам. Они учились работать в развивающейся стране, где сталкивались с самыми разными ситуациями, и приобрели новую точку зрения на возможности, бизнес и благотворительность, которая сохранится и после того, как они окончат обучение. Такой опыт нельзя получить, изучая кейсы или проходя стажировку на Уолл-стрит.


Эти студенты станут следующим поколением глобальных лидеров бизнеса, и они непосредственно связаны с проблемами развивающихся стран. Им предстоит возглавить инновации в бизнесе, которые ускорят экономический рост новых рынков.


Кейс от Sightsavers.


У Сушмы, 12-летней индийской школьницы, очень плохое зрение. Она получила очки в некоммерческой организации Sightsavers. Однако Сушима не любит их из-за толстых линз, а еще ее дразнят другие дети. В результате, ее зрение ухудшается. Газета Financial Times предложила студентам MBA со всего мира составить бизнес-планы по маркетингу очков для молодых людей в Азии и Африке для Sightsavers.


Как члену жюри этого соревнования, мне интересно, что придумают студенты, а как a экономисту, специализирующемуся на развивающихся странах, мне любопытно, какое воздействие они окажут как профессионалы, которым после выпуска предстоит работать на новых рынках.


Гай Пфефферман (Guy Pfefferman), генеральный директор Global Business School Network и член жюри соревнования МВА Sightsavers, организованного FT. 


По материалам: www.ft.com

« НАЗАД