Лидерство по-европейски на программах МВА

Я часто задумываюсь о непростом испытании, которое переживают программы МВА, когда собирают пару сотен умных и амбициозных молодых профессионалов в одной комнате и надеются, что они поладят и будут поддерживать друг друга. Разумеется, не исключены и личные конфликты, и столкновения культур, и борьба за признание, и перепалки. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на политических лидеров.

В данной ситуации оказываются все бизнес школы, когда новый набор приступает к учебе. Хотя у студентов МВА ведущих бизнес школ общая цель личного и профессионального развития в разнообразном с культурной и профессиональной точки зрения наборе, даже они иногда поддаются низменным инстинктам гордости и зависти. В конце концов, конкурентам на место в списке лучших студентов – или в определенной компании – приходится каждый день проводить бок о бок. При этом снова и снова выпускники MBA говорят о ценности одногруппников и дружбе на всю жизнь.

Поэтому меня заинтересовал подход к лидерству, основанном на сотрудничестве, который был разработан в одной из ведущих европейских бизнес школ, HEC Paris, после всестороннего пересмотра программы совместно с консалтинговой компанией Bain & Co. В течение всего курса студентов постоянно оценивают с точки зрения положительного воздействия на одногруппников. Находятся ли они в центре внимания? Обращаются ли к ним коллеги со своими проблемами? Являются ли они примером для остальных?

Как объясняет помощник декана Бернар Гаретт (Bernard Garrette), воздействие и личное участие – это ключевые характеристики эффективного лидера: «Быть лидером – значит вести за собой и знать, когда пора засучить рукава и стать примером». Чтобы усилить этот аспект, школа разработала новый курс, который называется «Как оказывать влияние». Гаретт настаивает на том, что лидер – это, прежде всего, хороший общий менеджер, так что на этой программе MBA студенты подробно изучают такие ключевые деловые навыки, как финансы, бухгалтерский учет, маркетинг и стратегия. Но следующий шаг – это умение мотивировать других и принимать верные решения. Для этого студенты проходят поэтапный метод рационального принятия решений.

Программа предлагает многочисленные возможности для демонстрации лидерских навыков и за пределами аудитории. Сюда входят разнообразные клубы, встречи рабочих групп с генеральными директорами компаний, Турнир МВА – крупнейший ежегодный сбор студентов MBA, когда более 2000 участников приезжают на трехдневные спортивные состязания, и суровый курс в элитной военной школе Сен-Сир. Очевидно, есть нечто общее между влиянием и преодолением препятствий по грязи. Кроме того студенты постоянно ощущают поддержку профессоров, которые помогают им проанализировать свой вклад, оценить, что сработало, а что нет, развить взаимное уважение и осознать, что научиться следовать за кем-то не менее важно, чем научиться руководить.

Цель программы состоит в том, чтобы подготовить таких выпускников МВА, которые, согласно исследованию Bain & Co., нужны в крупных компаниях: это разумные люди, прекрасно владеющие всеми ключевыми навыками, они не пытаются выглядеть слишком умными или мылить слишком сложно и способны управлять командами и мотивировать остальных.

Подход HEC Paris отличается от всех остальных тем, что для определения настоящих лидеров в наборе школа обращается к самим участникам. Сначала директора программы МВА составляют списки «формальных лидеров» на основе своих наблюдений, а затем просят студентов выбрать «неофициальных лидеров», чтобы определить их влияние на коллег. На основе общих результатов школа присуждает награды в сфере лидерства.

Самым интересным мне показалось то, что большинству бизнес школ хватает открытости (и смелости), чтобы взять чужую модель лидерства, в данном случае из консалтинговой отрасли, и признать, что она лучше, той, в рамках которой раньше велось преподавание.

Бизнес школа, которая признает, что у нее есть ответы не на все вопросы, но она готова искать их извне? Неужели раки запаслись свистками и поползли на горы?

По материалам: www.businessweek.com

« НАЗАД