Исследуя исследования

Тем из вас, кто гадает, на что идут взносы на программе МВА, AACSB, агентство, аккредитующее бизнес школы, дает ответ: 83% расходов направляется на зарплаты сотрудников. Не удивительно, что главы бизнес школ время от времени интересуются у профессоров, которые их получают, над чем они работают и насколько это важно. Недавно агентство AACSB опубликовало долгожданный доклад, посвященный оценке роли исследований, которые проводятся в бизнес школах.

У школ свои критерии значимости исследований. Самые стандартные – это публикации статей в научных журналах (чем престижнее, тем лучше), членство в редколлегии их авторов, а также запросы презентаций и гранты. Некоторые учебные заведения подсчитывают и такие менее значимые показатели, как упоминания в газетах и блогах. Однако малоизвестным школам сложнее доказать – и себе, и соискателям на место в профессорско-преподавательском составе – что их интеллектуальный уровень не хуже, чем у соперников, занимающих первые строчки рейтингов.

Усложняет ситуацию то, что, по определению, такое воздействие не может измеряться в краткосрочной перспективе. Тенденции свойственны науке не меньше, чем остальным сферам. Например, статью, которую сразу начинают цитировать, могут полностью забыть через десять лет; или же работа, которая по началу не нашла понимания, впоследствии становится революционной. А исследование, быстро приобретшее популярность, оказывается менее полезным в долгосрочной перспективе. Как отмечено в докладе AACSB, школы учитывают и участие профессоров в конференциях, но более правильным, хотя и затратным, показателем будет уровень заинтересованности аудитории.

Что это значит для студентов MBA? Обычно они не принимают во внимание значимость исследований при выборе школы. Но AACSB предлагает подход, который позволит лучше оценить саму школу. Он подразделяет все исследования на пять обширных категорий по следующим направлениям: создание новых теоретических моделей; применение теории к практикам бизнеса; развитие практик преподавания; использование междисциплинарных подходов – и предоставление услуг, например, консалтинг или партнерства с местными фирмами. Если школа выберет одну из этих пяти областей, то сможет не только структурировать свои исследования, но и привлечь новых преподавателей – и студентов. Технарь предпочтет школу, которая концентрируется на поиске новых моделей, а поборника образования привлекут инновационные подходы к обучению.

По материалам: www.economist.com

« НАЗАД